ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ИСО 9001:2015
Происходят существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, накапливаются новые знания. Почти тридцать лет прошло с момента появления первоначального издания международного стандарта ISO 9000, устанавливающего требования к системам менеджмента качества организаций, который заслужил международное признание на всех континентах мира. В 2015 году вышло в свет пятое издание данного стандарта.
Появление пятого издания ISO 9001 вызвано несколькими причинами:
- Во-первых, за прошедший период произошли существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, накоплены новые знания.
- Во-вторых, появились новые стандарты на системы менеджмента, что вызвало необходимость в создании единого подхода.
- В-третьих, есть некоторые "рудименты", с которыми необходимо расстаться, чтобы двигаться дальше. Например, как "обязательные документированные процедуры" и "документированное руководство по качеству".
- В-четвертых, единственный стандарт систем менеджмента, который не использует риск-менеджмент, был ИСО 9001. В целом получилось так, что стартовав первым, ИСО 9001 оказался в конце, отстав от других аналогичных стандартов менеджмента из-за своей устаревшей структуры.
- В-пятых, нужна и вертикальная интеграция менеджмента организации. Система менеджмента качества должна соответствовать общей стратегии организации, т. е. ее бизнес-планам, а не быть отдельной автономной частью организации.
- Во-первых, за прошедший период произошли существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, накоплены новые знания.
- Во-вторых, появились новые стандарты на системы менеджмента, что вызвало необходимость в создании единого подхода.
- В-третьих, есть некоторые "рудименты", с которыми необходимо расстаться, чтобы двигаться дальше. Например, как "обязательные документированные процедуры" и "документированное руководство по качеству".
- В-четвертых, единственный стандарт систем менеджмента, который не использует риск-менеджмент, был ИСО 9001. В целом получилось так, что стартовав первым, ИСО 9001 оказался в конце, отстав от других аналогичных стандартов менеджмента из-за своей устаревшей структуры.
- В-пятых, нужна и вертикальная интеграция менеджмента организации. Система менеджмента качества должна соответствовать общей стратегии организации, т. е. ее бизнес-планам, а не быть отдельной автономной частью организации.
Международный стандарт системы менеджмента качества ISO 9001:2015 вступил в силу с сентября 2015. В РОССТАНДАРТЕ 28 сентября 2015 года также была утверждена версия национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Орган по сертификации ООО "РусАтомЭкспертиза" проводит работы по переходу клиентов на новый стандарт системы менеджмента качества ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015).